Очерк о поэте Николае Фёдоровиче Дмитриеве
Нина Краснова
А Коля Дмитриев - поэт хороший...
У Старшинова была поговорка, то
есть одна фраза, превратившаяся у него в поговорку: "А Коля Дмитриев —
поэт хороший…". Старшинов повторял ее и к месту, и порой словно бы совсем
не к месту.
Например, разбирает он у себя в редакции
альманаха "Поэзия" на столе какие-то бумаги, папки, рукописи… И разговаривает сам с собой, а заодно и с тобой вслух:
— Вот эту рукопись мне такой-то автор прислал,
эту — такой-то, надо мне будет ответить им…
И вдруг ни с того ни с сего говорит:
— А Коля Дмитриев — поэт хороший…
И продолжает разбирать рукописи, как ни в
чем не бывало.
Или, например, рассказывает он тебе и другим
находящимся около него авторам альманаха какую-нибудь историю о ком-то из
поэтов, рассказывает, рассказывает, а потом вдруг ни с того ни с сего говорит:
— А Коля Дмитриев — поэт хороший…
И продолжает рассказывать свою историю о
ком-то из поэтов.
Или, например, сидит он в столовой, обедает со
всеми, рассказывает всем, как он съездил на рыбалку, сколько щук поймал, и
вдруг ни с того ни с сего говорит:
— А Коля Дмитриев — поэт хороший…
И продолжает говорить о рыбалке.
Или, например, читает или поет он какие-нибудь
новые частушки из своей коллекции, читает-читает, поёт-поёт и вдруг ни с того
ни с сего говорит:
— А Коля Дмитриев — поэт хороший…
И продолжает читать и петь частушки.
Я помню, как Старшинов показал мне книгу Николая
Дмитриева в самый первый раз, в 1975 году. Он всегда показывал всем книги
известных или пока еще неизвестных поэтов, которые ему нравились:
— Ты знаешь такого молодого поэта — Николая
Дмитриева? Он из Подмосковья, из Орехово-Зуева. Работает учителем в сельской
школе. Вот он выпустил в "Молодой гвардии" свою первую книгу —
"Я от мира сего"…
— Я знаю известного поэта Олега Дмитриева…
— А это не Олег, а Николай. Послушай, как он
пишет… Вот, например, о войне и о своем отце, которого
могла убить на войне пуля снайпера, но не убила, он ушел от нее, спрятался в
клеверах и выполз оттуда живым и выжил, и таким образом вместе с ним выжил и
сам Коля:
В пятидесятых рождены,
Войны не знали мы, но всё же
В какой-то мере все мы тоже —
Вернувшиеся с той войны…
...
С отцом я вместе выполз, выжил,
А то в каких бы жил мирах,
Когда бы снайпер батьку выждал
В чехословацких клеверах?..
Это — программное стихотворение, хрестоматийное.
Так о войне еще никто не писал. Он написал о ней от своего собственного лица,
но и от лица всего своего поколения… Коля Дмитриев — поэт хороший… Он — сирота.
Рано потерял родителей… Как Коля Рубцов. А вот смотри,
как он написал про старого деда, которого внучка привезла из деревни к себе в
город и вознесла его на девятый этаж, а он скучает по своей деревне:
Ночью дед вставал — не спится,
Письма родичам писал,
Словно раненая птица,
Над балконом повисал,
Думал: что теперь в деревне,
Живы ль, нет его друзья?
И что старые деревья
Пересаживать нельзя.
Правда, ведь это очень глубокое стихотворение?
Коля Дмитриев — поэт хороший…
Потом у Николая Дмитриева выходили другие
книги — "О самом-самом" (1978), "Тьма живая" (1983),
"Три миллиарда секунд" (избранное из трех книг в серии
"Восхождение", 1989), и все — опять же в "Молодой гвардии",
не без помощи Старшинова… И Старшинов показывал всем его книги и новые подборки
стихов в альманахе "Поэзия" и читал всем его стихи. И хвалил своего
молодого тёзку и своего любимца и говорил:
— А Коля Дмитриев — поэт хороший. Один из самых
лучших среди молодых. Ему надо еще совсем немного, чтобы стать известным
поэтом, а потом и классиком. Совсем немного он до этого недотягивает… Но обязательно дотянет. Ему совсем чуть-чуть для этого не
хватает.
Старшинов раскручивал всех молодых поэтов,
которых считал особенно талантливыми. Но больше всех из всех он раскручивал
Колю Дмитриева. И удивлялся, если кто-то не считал его таким
хорошим поэтом, каким он сам считал его, а особенно если кто-то вообще не знал
его. И он при каждом удобном и при каждом неудобном случае вворачивал в
свои речи эту фразу:
— А Коля Дмитриев — поэт хороший.
Она играла в устах Старшинова рекламную роль
"двадцать пятого кадра". Она западала в голову другого человека и
запечатлевалась на экране его мозга. И человек невольно запоминал имя поэта
Николая Дмитриева.
Многие молодые поэты мечтали о том, чтобы и о них
Старшинов постоянно говорил, как о Коле Дмитриеве:
— А ….(имярек) — поэт хороший…
И как же они радовались, когда он говорил
про них такое и включал их в десятку, в пятёрку или в тройку лучших молодых
поэтов. Словно только он и мог дать им пропуск в большую литературу и в
бессмертие.
20 мая