Очерк
о поэте Николае Фёдоровиче Дмитриеве
Геннадий Иванов
В
одном бесценном экземпляре.
Николай Дмитриев – 60
Николай Дмитриев – один из заслуженно
счастливых поэтов в своей посмертной судьбе. Таких, как Николай Рубцов, Юрий
Кузнецов… Издаются книги, проводятся конференции,
стихи представлены на многих сайтах, и, главное, эти стихи находят живой отклик
у многочисленных читателей.
За это, конечно, надо сказать большое спасибо родным Николая, которые много
доброго делают для памяти мужа и отца, друзьям поэта, которые помогают издавать
его книги, Министерству культуры Московской области, администрациям городов Балашихи, Рузы Московской области, города Покрова
Владимирской области, – всех тех мест, где проходила жизнь поэта. Открылась
музейная экспозиция, улица в Балашихе названа именем
Николая Дмитриева.
О поэзии Николая написано много. Доброе слово о нём сказали и Николай
Старшинов, и Юрий Кузнецов, и Юрий Поляков, и Владимир Крупин,
и Владимир Бондаренко, и Владимир Костров…
А сколько добрых слов на форумах разных сайтов! Новые и новые читатели
открывают для себя и своих близких поэзию Дмитриева, восхищаются, жалеют, что
поэта уже нет с нами. Чаще всего пишут о совестливости поэта («В стихах этих –
сама совесть русская»), о чистоте души его поэзии («Это незамутнённые родники в
российской глубинке»), пишут о доброте, мудрости, даже пророческом характере
стихов Дмитриева.
Так получилось в жизни, что мы с Николаем редко виделись, даже не виделись, а
пересекались случайно. Но мы знали стихи друг друга. Коротко говорили о
современной поэзии. Но после смерти Николая, прочитав уже его посмертную книгу,
я понял, что как-то виноват я перед Дмитриевым, не сказал ему главного. И вот
тогда написал это стихотворение, отчасти покаянное:
Эти стихи зацепились за русскую почву.
Эти стихи прорастут, будут жить и цвести…
Дмитриев Коля, скажу тебе нынче заочно
То, что при жизни тебе не сказал я, прости.
Строчки твои зацепились за русскую почву.
Книги твои говорят мне о жизни родной…
В книгах твоих открываются добрые почки,
Птицы поют, деревенскою веет весной.
Мы из деревни с тобой и поэтому, Коля,
Зримей, понятней нам русской разрухи тоска.
Как хорошо ты рифмуешься – Коля и поля!
Каждая строчка твоя мне понятна, близка.
Вот у тебя уже вышла посмертная книга.
Я прочитал её – в ней всё острей и больней…
В общем, стихи твои, скажем так, высшая лига,
Хоть и не любят пускать в неё русских
парней.
Ты поработал, талант свой ты выразил полно.
Как ты свободно и плакал, и пел на земле!
Катятся, катятся, катятся вечности волны;
Как маяки, остаются поэты во мгле.
У нас как-то не любят, когда говорят: «деревенская проза», «деревенская
поэзия». А мне это близко. Я понимаю, что покойный Василий Белов не только о
деревне писал, хотя лучшее у него написано именно о ней. Он шире, глубже… Но разве родная земля исключает всеобъемлющую широту и
глубину неизъяснимую!
Для меня и стихи Николая – это прежде всего родная
земля, русская деревня, русский человек.
Вот в эти новогодние так называемые каникулы я поехал на родину, в свою
тверскую деревню. С годами всё тяжелее видеть деревенскую нашу русскую разруху.
Чёрные глазницы выбитых окон в покинутых избах, проломы крыш, горестные глаза
последних земляков. Безнадёга.
Я часами ходил и ходил и по своей полуживой деревне, и в другие заходил, и
просто по дорогам просёлочным брёл, где снег почищен… И
думалось, конечно, только о судьбе деревенской – и в этой связи о судьбе
русской. Вот Личутин везде говорит, что все силы надо
государству бросить сейчас на возрождение деревни. Если она совсем погибнет,
считает он, то и будущего не будет у русских. Ни детей. Ни русского языка
богатого. Ни русской литературы. Вспоминал я и Рубцова, и Есенина… И Николай Дмитриев вспомнился:
* * *
Не исчезай, моё село, –
Твой берег выбрали поляне,
И ты в него, судьбе назло,
Вцепись своими тополями.
Прижмись стогами на лугу
И не забудь в осенней хмари –
Ты будто «Слово о полку» –
В одном бесценном экземпляре.
Вглядись вперёд и оглянись
И в синем сумраке былинном
За журавлями не тянись
Тревожным и протяжным клином.
Твоя не минула пора,
Не отцвели твои ромашки.
Как ими, влажными, с утра
Сентябрь осветят первоклашки!
Послушай звонкий голос их,
Летящий празднично и чисто,
И для праправнуков своих
Помолодей годков на триста.
Сколько бы ни прощались русские поэты с деревней, а всё равно какая-то надежда
теплится. Даже наперекор фактам, которые вопиют. На чудо остаётся надежда. А у
искусства есть, есть волшебная сила. Я заметил, что брожу вечером по тёмной деревне, где из двадцати домов свет только в двух,
на душе тоска, а напевается почему-то «В этой деревне огни не погашены…». Вот
идёт эта рубцовская песня – и всё. Хотя навсегда
они погашены в десятках окрестных деревень, которые я ещё помню живыми, а
теперь их нет вовсе. В тысячах и тысячах деревень по России погашены…
Вот и у Николая Дмитриева в этом стихотворении явлено преображение
уходящего села. Преображение русской жизни. В интонации есть надежда.
У поэта каждое стихотворение – это как бы автопортрет. В книгах Коли я вижу его
и смеющимся, и плачущим, и возмущённым, и смиренным, и очень благодарным, и
необыкновенно простодушным, и философски углублённым… Я его самого
прежде всего вижу. А потом уже картину стихотворения, картину описываемой
ситуации. Это не у всех поэтов так бывает. Только у подлинных и значительных. У
тех, которые одарены не только умением передавать смысл, но прежде всего –
передавать интонацию души, некий свой поэтический звук.
Когда-то давно, читая книгу академика Михаила Арнаудова
«Психология литературного творчества», я выписал такую его мысль: «Помимо ясного
«значения» слова, немалая тяжесть приходится и на чисто физиологический его
тембр, так что высота и другие качества тона, каким произносится слово, могут
приобрести гораздо более значительную ценность или выразительность, чем
представление, связанное с ним… Недооценивать или
игнорировать роль этих «подсознательных» воздействий – значит не улавливать
настоящего характера языка вообще и не в меньшей мере и поэтического языка».
Именно эти слышимые нами в стихах звук, тембр, качества тона воздействуют на наши
чувства прежде всего, а не голая мысль сказанного. У
Николая Дмитриева всё это есть. Поэтому порой нам достаточно вспомнить одну его
строчку – и всё стихотворение оживает сразу в душе. Многие читатели благодарны
Николаю за его неравнодушие к судьбам людей, брошенных в горнило так называемых
реформ. Стихов на социальные, скажем так, темы у него много. А у кого их в эти
годы мало? Стихи протеста…
Москва. 1999 год
Свобода слова, говоришь,
И всяческой приватизации?
Москва похожа на Париж
Времён фашистской оккупации.
Пусть продают кругом цветы,
Пусть музыка и пусть движение –
Есть ощущенье срамоты
И длящегося унижения.
Есть призрак русского маки!
Ни в чьи глаза смотреть не хочется.
Лишь подлецы и дураки
Не знают, чем всё это кончится.
Таких примеров можно приводить много. Но вот что, мне кажется, стоит отметить
особо. Перечитав огромный том стихов «Зимний Никола» в эти дни, я увидел, как
из года в год идёт усиление основного мотива, доминанты творчества Дмитриева –
человек мается в этом, в т а к о м мире.
Он мается и от несовершенства мира, и от своих грехов,
и от того, что родина погибает, и от того, что на своём веку «никого я не
сделал счастливым»… Это близко к тому, о чём писал Александр Блок: «Русь моя,
жизнь моя, вместе ль нам маяться?…»
Это честный пронзительный взгляд на жизнь, на себя. Но поэт не может не искать
выхода к свету. Некой опоры. У Николая этим светом и опорой стали
отец-фронтовик, герои Отечественной войны, например, подольские курсанты. И в
мучительных раздумьях о судьбе страны он переходит на веру:
В то, что не воскреснет Русь, – не верь,
Копят силы и Рязань, и Тверь.
Я-то вижу, какие силы копит моя родная Тверь… Печально глядеть. Но тоже хочется
верить.
Человек мается… Земная жизнь – юдоль страданий. В год
своей смерти Николай написал, казалось бы, несколько странное стихотворение «Я
люблю, чтобы строчка…». И в нём он именно, явно дал образ мающегося
человека. «Так распухшую руку бродяга качает» – вот он, мающийся человек, мается, качает своё больное… Больное этого мира. Что касается
слова «бродяга», то все мы бродяги. Это мотив и Есенина, и Рубцова. Я припомнил
стихотворение А. Блока «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?…». Так вот в этом стихотворении есть такие строки:
Знала ли что? Или в Бога ты верила?
Что там услышишь из песен твоих?
Чудь начудила, да Меря намерила
Гатей, дорог да столбов верстовых...
А у Коли такие строки:
Силы есть для жизни, для стиха,
Не сметёт вовек ни Чудь, ни Мерю, –
В то, что не воскреснет Русь, – не верю,
Не возьму я на душу греха.
При явном сближении блоковской и дмитриевской
«маеты» мы видим, что к вере, к вере устремляется Николай. Пока к вере
абстрактной. Но за ней – и вера религиозная.
Как когда-то писал Михаил Лобанов о Николае Рубцове: от родной земли он шёл к
Вифлеемской звезде – этот же путь проходил и Николай Дмитриев. Замечательный
наш современник. Русский поэт на все времена.