Очерк о поэте Николае Фёдоровиче Дмитриеве
Александр Глотин
ЗА 101-М КИЛОМЕТРОМ
Удивительное у
нас государство. Такое удивительное, что пора бы и перестать удивляться. Ну,
хотя бы тому, что ему, то есть государству, постоянно не до культуры. Впрочем,
это НЕ ДО … можно писать с
большой буквы, а взамен многоточия вставить любой другой термин – наука,
здравоохранение и т.д. – и не ошибешься. Во времена не
столь отдаленные это же государство рьяно боролось с «некультурными» гражданами
– пьяницами и тунеядцами, высылая их из стольного
града за 101-й километр на исправление. Пишу об этом не понаслышке, так как я
родился и вырос на сто тридцать первом километре шоссе Москва – Горький, и в
нашем поселке напротив дома моих родителей у бабки Насти постоянно проживали ее
непостоянные обитатели, по натуре люди смекалистые и оборотливые. Тогда я был
легок на подъем, и мне ничего не стоило подняться в три часа ночи, взять
припасенные снасти, сесть на велосипед и уехать на утреннюю рыбалку на Клязьму
или Пекшу, где меня постоянно ждали вечно голодные голавли, окуни и прочие
водяные жители. Частенько в это же самое время я и видел одного из постояльцев
бабки, который нес на плечах то мешок комбикорма с недальнего животноводческого
комплекса, то продукцию местной
льнопрядильной фабрики, на которой работали в три смены остальные не
столь удачливые жители поселка. К слову сказать, к настоящему времени и сам
комплекс, и фабрика благополучно почили, так и не дождавшись обещанных реформ и
перемен. Но это такие мелочи в масштабах государства, что и говорить об этом
как-то неудобно. Не ведаю, кто
кого и как исправлял и исправлял ли вообще, по при
колхозе, и при фабрике были свои дома культуры со своими библиотеками, а в
библиотечных залах постоянно находилась разнообразная читающая публика. Тогда, в
начале семидесятых годов, я открыл для себя поэта Николая Рубцова, к тому
времени уже ушедшего из жизни, но не из Поэзии. Его скромный томик стихов
(который, однако, «томов премногих тяжелей») встал на книжную полку рядом с
двухтомником С.Есенина, стихи которого я знал наизусть. И до сих пор для меня,
как ни крути, поэты первого ряда – это Есенин и Рубцов, Рубцов и Есенин. И вот в
восьмидесятых годах новая встреча. Встреча с поэзией Николая Дмитриева.
Открываешь наугад страницу, вчитываешься – и не можешь оторваться: музыка
слова, магия строчек, которые, как струи родника, легко сливаются в единое
целое и уводят за собой. На карте Союза
она не нужна, Речонка Таруса
– два локтя до дна. Однако у
ветел, в осколках зари Довольно
охотно берут пескари. А белые плети
тропинок над ней. А цепи живые
от ветел на дне. И эту вот
радость, и свет, и судьбу Хотели в
бетонную спрятать трубу. Какой
провидческий дар! Это он в семидесятых писал о речке своего детства и о моей
речке Липенке, а по крупному счету – о нашей сегодняшней жизни. Это ведь нас
пытаются сегодня, напрочь отринув и плохое, и хорошее, упрятать в бетонную
трубу бездушия и стяжательства. Сегодня за
101-м километром жизни оказалась не только культура, но и две третьих населения
страны, которое до сих пор наивно верит сказкам о возрождении промышленности,
об обуздании инфляции пусть не в обещанном 2005 году, а в далеком 2010-м, когда
это правительство действительно будет далеко от народа. Переживем и
эти обещания, как пережили обещанное Хрущевым – «нынешнее поколение советских
людей будет жить при коммунизме», как пережили – «каждому персональную квартиру
к 1995 году», обещанное говорилкой Горбачевым. Много обещалкиных ныне на Руси,
и Бог им судья. Да и не о них речь. Речь о печальном. 23 июля исполнится сорок дней со дня ухода из
жизни Николая Федоровича Дмитриева. Не верится! Но Жизнь и Смерть ходят рядом.
Вспоминаются его строки: А сверкнет
удар косы По коленям
острым, Я уйду путем
росы На тенистый
остров. Но не в 52
года! Поэты должны жить долго! Но, увы, пересекаются тропы, и редко кто из живущих на земле заранее знает
место и время их пересечения. Энергетика
неизбежности предстоящего ухода присутствует в творчестве Дмитриева. Но эта
энергетика светлая, она во много раз мощнее искусственного оптимизма своего
рода «БАМовских» стихов многих его современников: Замерзают
древесные соки. Лес теперь –
задремавший старик. Ничего, что
упущены сроки, Я – особенный,
зимний грибник. Вот опенки
сниму осторожно. Их морозец уже
подсушил, Я не знал, что
опаздывать можно, Я напрасно так
часто спешил. Пусть упущен
единственный катер, Пусть уют и
покой неблизки, Пусть природа
– Великая Матерь – Сыну смертному
студит виски. Ведь и сумрак,
и глина, и хвоя – Все, во что
упирается путь, Это – знаю! –
живое-живое И не страшное, в общем, ничуть. Это тихое
чувство неложно, Я без страха
спешу к тебе, Мать, В те края, где
уже невозможно Никуда и никак
опоздать. Это
стихотворение из сборника «Зимний грибник» автор не включил в свою антологию
избранных произведений «Ночные соловьи» может быть потому, что боялся
воздействия высоковольтного разряда такого рода энергетики на нестойкие
мятущиеся души некоторых читателей. О чем бы поэт
ни писал, какую бы тему ни затронул, он не умел лукавить и вкладывал в каждую
строчку частицу своей души. «Пиши о
главном», - говорят. Пишу о
главном. Пишу который
год подряд О снеге
плавном. О желтых окнах
наших сел, О следе
санном, Считая так,
что это все – О самом-самом. Пишу о
близких, дорогих Вечерней
темью, Не почитая
судьбы их За мелкотемье… О творчестве
Николая Дмитриева много сказано писателем Юрием Поляковым в замечательном
предисловии к книге «Ночные соловьи». Я же возвращаюсь к теме предвидения –
нелегкого дара судьбы для Избранных. Таким даром обладал Н.Рубцов – вспомните
его: «Я умру в крещенские морозы, /Я умру, когда трещат березы…» Таким даром несомненно обладал и Н.Дмитриев. Надо сказать,
что в последние годы поэт каждое лето проводил на своей даче недалеко от города
Покрова, за тем самым 101-м километром, куда он по своей воле и охоте сбегал из
душной столицы, куда он постоянно возвращался в своих стихах. Здесь было его
родовое гнездо, здесь он по зову вечности последний раз сошел с крыльца и обнял
так горячо любимую им землю. Здесь его похоронили. И снова провидческие строки: Я не верил в
возращенья к пожням. Крутанул меня
судьбины ветр – За неверье
повеленьем Божьим Сдунул за 101-й
километр. Здравствуй,
край озерный, каменистый, Можжевельник,
ветер и зола! Я в земле
купаюсь материнской, Я не добавляю
миру зла. По земле и в
кратких снах скучаю, Выбегаю к
пашням и лесам. Так вот тело к
праху приучаю, Приучаю душу к
небесам. Пусть легко им
будет разделиться, Без прощанья
лишнего – навек, Пусть легко им
будет расселиться Вдоль небесных
и подземных рек. Так оно все и
вышло. Верно, что со временем на этой земле, близ славного города Покрова будут
ежегодно собираться почитатели его таланта и будут проводиться дни Николая
Дмитриева. В свое время в посвящении Н.Рубцову я написал эти строки: Обмелели
протоки с весны, Обнажая
древесные корни. Посмотри с
того берега, вспомни Опьяняющий
запах сосны. Скоро рыжиков
будет – не счесть, На болоте
поспеет морошка. Но не взять
тебе в руки лукошко, Возде пня спелых ягод не есть. Верил ты – не
погаснет звезда, И навстречу
шагал непогоде… На последнем
своем пароходе Ты плывешь,
рассекая года. В полной мере
эти строки можно отнести и к великому певцу земли русской Николаю Федоровичу
Дмитриеву. И пусть 101-й километр потеряет свое нарицательное значение и станет
той дополнительной точкой опоры, с которой начнется медленное, но неуклонное
возрождение русской культуры. Александр Глотин (поэт, член Союза писателей России) 2005 г.